Raiting@Mail.ru
Кофе из Замбии – угадай какой попадется – Кофейная пара

Замбия не является крупным поставщиком зёрен. Только гурманам и охотникам до редкостей удаётся встретить рассвет в руках с кофейной чашкой, наполненной до краёв диковинным ароматным напитком. Ожидать серьёзных перемен в этом отношении в ближайшее время не стоит. Экономическое положение страны не позволит ей быстро развить сельскохозяйственное ремесло и экспорт.

Ограниченность замбийского товара на рынке объясняется не только тем, что государство входит в первую 10 самых бедных уголков планеты, но и молодостью местной кофейной индустрии. Первые деревья были высажены здесь только в середине 20 века. Культура хорошо прижилась, но борьба за независимость, сложная обстановка на всём африканском континенте и высокая конкуренция не позволили отрасли быстро развиться. На экспорт зёрна начали поставляться так и вовсе в 1990 году. До этого времени кофе выращивали лишь для личного пользования и перепродажи внутри государства.

16 недель беспрерывных дождей сменяются 8 месяцами сильнейшей засухи. Поддерживать урожайность на должном уровне в таких условиях сложно, но сегодня всё чаще можно встретить плантации с автоматизированной системой орошения.

Своевременная подача воды позволяет разнообразить видовой состав продукции. Для селекции чаще всего используется арабика, устойчивая к заболеваниям. Выращивают её вдоль Мозамбика и вокруг небольших населенных пунктов. Больше всего ферм наблюдается в округе следующих селений и городов:

· Лусака;

· Исока;

· Касама;

· Наконде.

Напиток из местных зёрен во многом схож с кенийским кофе, но ценители отмечают в нём особенные неповторимые нотки. Аромат чистый, с лёгким винным послевкусием. На заднем плане чувствуется присутствие фруктов.

Важно! Большая часть замбийского кофе является смесевым. Сортовой предлагается под торговой маркой Zambica.

Продукция из Замбии ценится не только за букет, но и по причине органического происхождения. Местные туземцы ведут дело по старинке. Единственное ноу-хау в виде автоматического полива и то появилось совсем недавно. В остальном кофе в этой стране культивируется так, словно бы в мире за последние 100-150 лет не было никаких химических открытий. Применяются только удобрения природного происхождения. С вредителями и сорняками борются без химикатов.

Отсутствие прогресса имеет ещё одно последствие – вкусовую нестабильность. В годы засухи и неурожая местная продукция обладает абсолютно иным ароматом и крепостью, нежели в остальное время. А так как погода в Замбии довольно часто преподносит земледельцам неприятные сюрпризы, то каждая покупка и без того редкого местного кофе становится лотереей: повезёт – не повезёт. Дополняет картину то, что туземцы для личного пропитания высаживают рядом с кофейными деревьями однолетние культуры. Соседство не идёт на пользу ни растениям, ни почве.

Искусственный полив для африканской страны – удовольствие дорогое. Позволить себе его могут только крупные фермерские общины социального характера. Индивидуальные хозяйства существующей конкуренции не выдерживают. По возможности земледельцы стараются войти в состав группы, успешно ведущей кофейный бизнес. Однако попытка наладить дела иногда оборачивается против производителя. Вступив в общину, он сталкивается с жестокой политикой, перераспределением ресурсов и необходимостью жертвовать ради общего блага. Как результат, пропадает желание делать долгосрочные вложения в плантацию.

Оставшимся одиночкам земля не принадлежит, она находится у них в аренде. Сроки длительные, но мало кому хочется ухаживать за чужим имуществом и поддерживать состояние почвы. Это негативным образом сказывается на объёмах и качестве урожая, тормозит кофейную инфраструктуру.

Отрасль не так давно пережила страшный удар: обанкротилась крупнейшая компания. Треть поставляемых на международный рынок замбийских зёрен выращивалась и обрабатывалась данным производителем. После его ухода экспорт сократился до 1250 тонн.

Для экономики одной из беднейших стран потеря источника финансирования оказалась невосполнимой утратой. Сложной ситуацией активно пользуются перекупщики. Они возвели местный кофе в ранг эксклюзивного товара, иностранцы буквально охотятся за редкой продукцией. Однако деньги от продаж до производителей практически не доходят, оседают в карманах коммерсантов.

Земледельцы вынуждены пользоваться услугами перекупщиков, так как без них они не в состоянии решить транспортный вопрос даже внутри страны. Экспорт же требует ещё больших затрат, а всё по причине отсутствия у Замбии выхода к морю. Основная доля продукции переправляется через порта Дубана. Дорога до них в лучшем случае отнимает 10 дней, в худшем – затягивается на недели.

У контактов с перекупщиками существует альтернатива – ZCGA. Расшифровывается аббревиатура как «Замбийская ассоциация производителей кофе». В её рядах значится 47 крупных производителей и несколько сотен мелких. Каждый член вне зависимости от роли на рынке получает информационную, образовательную, транспортную и юридическую помощь. Участников учат различать сорта, правильно обрезать деревья, сортировать и обрабатывать зёрна. Организация берёт на себя вопросы, связанные с арендой складов, выбора покупателя и доставки проданного сырья.

Крепкие торговые отношения Замбия успела наладить только с несколькими государствами (в основном это страны Западной Европы). Они могут рассчитывать на регулярные поставки. Остальным приходится выискивать диковинный товар у перекупщиков.

Замбийский кофе только недавно был определён к классу Speciality и до сих пор в стране не налажена система маркировки. Поэтому зачастую на упаковках, идущих на внешнюю торговлю, вообще нет никаких ориентиров, позволяющих выяснить уровень качества. Пугаться этого не стоит. Отсутствие привычных обозначений ещё не говорит, что конкретный продукт – подделка.


Добавить комментарий