Raiting@Mail.ru
Завод князя Юсупова — Кофейная пара

Завод князя Юсупова

Князь Николай Борисович Юсупов был личностью значимой в истории России, человеком просвещенным, наделенным изысканным вкусом и эстетическим чутьем. По делам службы он более двух десятков лет провел за границей, где имел возможность в полной мере насладиться великолепием произведений европейского искусства.

После того, как князь покинул государеву службу, он решил обосноваться в сельце Архангельском неподалеку от Москвы, где организовал мастерскую по росписи фарфора. Выбор был сделан неслучайно, с 1792 года Николай Борисович занимал пост директора Императорского завода – первого предприятия по изготовлению изысканной фарфоровой посуды в России, основанного дочерью Петра, Елизаветой, где воочию наблюдал за рождением шедевров.

С московского завода купца Попова и французской мануфактуры Дагот привозилось так называемое «бельё» – белые глазурованные тарелки, вазы, блюда, чайные и кофейные чашки, которые расписывались талантливыми художниками, превращавшими их в произведения искусства. Ценитель красоты устраивал производство со знанием дела. Блистательные творения создавались руками крепостных живописцев, получавших образование в лучших учебных заведениях обеих столиц. Они великолепно копировали в масле шедевры великих мастеров, писали работы по собственным сюжетам, иллюстрировали книги. Иван Колесников, Егор Шебанин и другие самобытные художники создавали уникальные миниатюры на фарфоре и обучали юных мастеров – талантливых 10-12 летних мальчиков.

В 1822 году князь приглашает на работу французского мастера А. – Ф. Ламбера. Именно с его появлением начинается собственно производство, и мастерская живописи становится фарфоровым заводом. Неподалеку от имения было построено здание мануфактуры, оснащенное самым современным оборудованием. Производство не было поставлено на поток, на Юсуповском заводе делали штучный товар. Многие представители знати с радостью принимали в дар специально созданные для них сервизы. Так, подношения князя сохранились в имениях Голицыных. Потемкиных, Вяземских. В подарок графу Аракчееву был изготовлен сервиз на две персоны под названием «Виды села Грузино» с панорамными изображениями его поместья. Изумрудные пейзажи в окантовке позолотой выглядят великолепно и становятся ключевым экспонатом любой выставки.

Для росписи широко использовались цветочные бордюры, богато украшенные полосами из золота. На тарелках изображались картины с классическими сюжетами, по краям – букеты и композиции из сдвоенных роз, маргариток, ромашек, фиалок. Рисунки брались из атласа французского ботаника Редуте. Другой популярной тематикой были сюжеты из греческой мифологии. Неподдельный интерес публики вызывала серия, посвященная победе в русско-турецкой войне.

В семейной коллекции остались и произведения, отражавшие личную жизнь князя, нередко на тарелках или кофейных чашках встречались портреты крепостных актрис, к которым владелец фабрики питал душевную привязанность. Сервиз семьи Юсуповых с личным клеймом на каждом предмете – один из лучших образцов русского фарфора.

После смерти владельца, так и не сумевший наладить серийное производство завод, под руководством Ламбера начал выпускать фаянс по образцу голландского – фигурки, сервизы, панно. Живописная мастерская впоследствии была закрыта, а производство просуществовало лишь до 1839 года.

В 2009 году был выпущен «Каталог изделий заведения князя Н.Б. Юсупова». Великолепная полиграфия в сочетании с изысканностью представленных лотов позволяют составить лишь отдаленное представление о произведениях, созданных на предприятии представителя великой династии князей Юсуповых.

Рубрики: История посуды

Добавить комментарий

Connect with:




Ваш e-mail не будет опубликован.