Raiting@Mail.ru
История фарфоровой посуды – Кофе внутри, чашка снаружи

isto_fa

Фарфоровая посуда в течение многих веков и тысячелетий остается самой желанной, дорогой и красивой среди всех кухонной утвари, изготовленной, проданной и используемой хозяйками и поварихами. Настоящий фарфор прочный, имеет мелкопористую структуру, в которую не проникает вода. Фарфор различается в зависимости от исходного сырья, места производства и многих других факторов.

История фарфоровой посуды
Родиной всех современных фарфоровых чашек считается Китай. Первоначально блюдца и тарелки делались из смеси красной и белой глины. Они были тяжелыми, но считались символом Поднебесной.

Ситуация изменилась после того, как на горе Гао-Лин был найден особый сорт белой глины. Чашки, изготовленные из нее, были хрупкими, рассыпались сразу после запекания. В течение многих сотен лет продолжались поиски примесей, способных придать прочности готовым изделиям.

И примесь была найдена. Ею стал камень пе-тун-тзе и самый простой песок, собранный на берегу ближайшей речки. Первая же чашка, изготовленная из новой смеси, была прочной, но абсолютно черной, пропитавшейся копотью. Эксперименты продолжались. Теперь уже не с примесями, а с исходной глиной. Постепенно удалось получить чашки и без копоти, и без трещин. Оставались проблемы с прочностью. Решить их удалось только после многих веков опытов с исходным составом для изготовления посуды.

И по сей день настоящим фарфором истинные ценители считают только те чашки и блюдца, для изготовления которых используется глина с горы Гао-Лин. Они отличаются особой прозрачностью, наличием некоторой примеси зеленого цвета, мелодичным звуком при прикосновении.

Фарфоровые чашки недолго оставались известными только в Поднебесной. Китайские купцы быстро узнали, что сервизы, стоящие копейки в родной земле, очень дорого стоят в Европе. И первым, кто занялся торговлей, был Марко Поло, наладивший поставки в Венецию.

За фарфоровую чашку платили столько золота, сколько в нее поместится. Особо известна сделка по покупке фарфоровой вазы курфюстом Саксонским Августом. За особо понравившийся предмет была отдана рота солдат.

Начались попытки наладить производство фарфора и в Европе. Первые чашки были не белыми, а красными, не имели росписи. Из-за фона были видны только виньетки, выписанные серебром или настоящим золотом.

Фарфоровая посуда в России
Петр I, тяготевший ко всему европейскому, не мог пройти мимо возможности заменить тяжелые деревянные чашки на легкие фарфоровые. К тому же он стремился к тому, чтобы российские промышленники были заняты не только выплавкой руды и сплавом леса по рекам.

Производству фарфора самодержец предпочел учиться не у основоположников, которые не сильно стремились делиться секретами производства, а у немцев в Саксонии. На фарфоровый завод был отправлен Юрий Кологривов с наказом не возвращаться, пока не узнает все тонкости.

Попытки Петра I наладить собственное производство не привели ни к чему. Кологривову не удалось узнать ничего. Внимание было обращено на Китай. Только в XVIII удалось получить первые образцы фарфора, но он был без глянца. Обучение тайно прошел мастер Курсин, но получить собственную кофейную чашку уже в Санкт-Петербурге ему не удалось.

Все же в 1744 году началось строительство первого императорского фарфорового завода на берегах Невы под руководством некоего Кондрата Гунтера. Его учеником стал Дмитрий Виноградов, которого считают основоположником русского фарфора. Он начал эксперименты уже не с привозной глиной, тайно вывезенной из Европы или Китая, а местной, хохломской или гжельской. На эксперименты ушло более 2-х лет. В 1746 году он смог представить начальству первую чашку, неказистую, но издававшую полноценный мелодичный звон.

К концу же века российский фарфор стал в Европе популярней саксонского. Иметь дворцовый сервиз производства Императорского завода стало престижно.

Использование фарфоровой посуды
Чашки и сервизы из тончайшего фарфора не стали повседневной посудой ни у знати, ни у простого люда. И это касается всех: и России, и Европы, и Китая. Широкому распространению препятствовали:

  • высокая цена. Кофейная чашка часто стоила целое состояние;
  • хрупкость. Фарфор считается прочным, но мало приспособлен к повседневному использованию;
  • размеры. Чашки делались крошечными, а широкая русская душа не приемлет маленьких форматов.

Иметь сервиз из настоящего фарфора очень престижно. Но его, как правило, достают из буфера по особым случаям, при встрече особо важных гостей.

Со временем в России стали открываться многочисленные частные фарфоровые заводы. Высокие цены на продукцию не позволяли простому люду приобретать даже самые простые сервизы. Ситуация несколько изменилась с открытием Товарищества Кузнецова, поглотившего множество небольших предприятий.

На смену единичным сервизам, доступным только царской фамилии, пришли аляповатые изделия, щедро покрытые «позолотой». И кузнецовский фарфор очень быстро стал популярным. Его приобретали и мещане, и купцы, и рабочие.

Не утерял свою актуальность фарфор и в наши дни. Ни один солидный ресторан не подаст кофе в иной чашке, кроме как, изготовленной из фарфора. Сохранившиеся изделия китайских мастеров, саксонцев и российского императорского завода стали экспонатами наиболее знаменитых коллекций. Китайская кофейная чашка так же стоит по цене золота, помещающегося в нее.

Уход за фарфоровой посудой
Век всеобщей автоматизации не касается фарфора. Мыть кофейные чашки можно только вручную, используя питьевую соду или растворы моющих средств. Автоматическая мойка сервизов исключается.

Некоторые производители бытовой химии рекомендуют использовать специальные средства, но их частое использование может привести к тому, что глазурь станет более тонкой, а само изделие более хрупким.

Если же бережно относиться к чашкам и блюдцам, то они прослужат не одно десятилетие.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Пролистать наверх