Raiting@Mail.ru
Кузнецовский фарфор – Кофе внутри, чашка снаружи

Кузнецовский фарфор

Кузнецовский фарфор достоин самых возвышенных эпитетов. Неслучайно кофейная чашка, чайный сервиз или блюдо с именным клеймом считаются эталоном безупречного вкуса.

Мало кто знает, что самые знаменитые на территории Советского Союза предприятия, выпускавшие фарфор и фаянс, до революции были собственностью семьи Кузнецовых – известных предпринимателей. Они владели заводами в Риге, Калужской и Ярославской губерниях. Основали фабрики в Будах под Харьковом, Славянске Изюмского уезда Донецкой губернии. В 1870 году завод в селе Кузнецово со всеми долгами выкупил Матвей Кузнецов – внук основателя династии. Совпадение фамилии покупателя и названия населенного пункта – абсолютная случайность. В конце ХІХ века Кузнецовы стали владельцами фабрики Гарднера, успешно конкурировавшей с Императорским фарфоровым заводом. Покупка известного предприятия далась фабрикантам нелегко. Говорят, им пришлось «постараться», чтобы производство оказалось на грани банкротства, и наследникам былого величия ничего не оставалось делать.

А началось все с небольшого промысла, основанного в 1812 г. неподалеку от Гжели кузнецом Яковом Кузнецовым. Кузнечное дело приносило неплохие барыши. Однако, к немалому удивлению окружающих, хозяйственный молотобоец начал строительство фарфорового производства. В округе поползли слухи, что Яков разбогател после убийства купца, снимавшего у него жилье, но толки для успешного человека дело обычное. Заводик работал исправно, и вскоре перешел по наследству к сыну – Терентию.

На начальном этапе работы выпускалась продукция, стилизованная под западноевропейские образцы. К концу ХІХ в. империя Кузнецовых достигла своего расцвета, им принадлежало 8 предприятий, где были установлены новейшие паровые котлы, внедрялась действенная система проверки качества, покупались французские автоматы для формовки чашек, в живописных мастерских трудились талантливые художники, получившие образование в Строгановском училище. Работали над созданием шедевром и приглашенные мастера. Так, например, М. Врубель расписывал блюдо по мотивам «Садко». Успехи монополистов Кузнецовых во многом объясняются деловой хваткой Матвея. Он обладал удивительным чутьем, как сказали бы сейчас – виртуозно внедрял эффективные маркетинговые решения. В начале ХХ века он стал крупнейшим в Европе производителем посуды и получил почетный титул Поставщика двора его величества.

Роспись на изделиях хорошо узнаваема, ее стиль за яркость оттенков и некоторую лубочность картинок называют «трактирным», но в залах музеев и на аукционах в большинстве случаев встречаются экземпляры с утонченными формами и изысканной росписью.

На протяжении долгих лет специалисты ломали голову над еще одним феноменом кузнецовского фарфора, он отличался необычной белизной и не был столь же хрупким, как материал других производителей, напоминая керамику. Секрет был раскрыт лишь в 1970 г. Как оказалось, фарфоровое «тесто» выдерживали при особенном температурном режиме, отчего оно приобретало удивительную пластичность.

После национализации кузнецовские заводы продолжали работать, но выпускали заурядную посуду. Традиции соблюдались только на Рижской фабрике, но после прихода Советской власти в Прибалтику, последний из потомков великой империи уехал на Запад. На аукционах кузнецовский фарфор не конкурирует с лучшими образцами антиквариата, кофейная чашка стоит около 1500 $, чайная пара – немногим дороже.

Понятие «Кузнецовский фарфор» емко и многогранно, это история колоссального труда и успеха.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Пролистать наверх