Словосочетание «китайский кофе» для большинства из нас звучит необычно. Всем известно, что Поднебесная славится своим чаем, но о кофейных плантациях на территории КНР знают немногие. Между тем Китай давно является крупным поставщиком кофе-бобов в США и страны Юго-Восточной Азии. Население страны также постепенно привыкает к терпкому напитку. Кофейная чашка в руках китайца становится обыденным явлением.

Исторические хроники свидетельствуют, что к выращиванию кофейных деревьев китайских крестьян приобщили французские священнослужители. Это произошло во второй половине XIX века (1892 год) в провинции Юньнань, расположенной на юго-западе страны. В этой плодородной местности традиционно возделывали знаменитый китайский чай. Местный климат оказался не менее благоприятным для культивирования кофе.

Нововведение до середины прошлого столетия приживалось довольно медленно. Местное население относилось к нему равнодушно, урожаи были скудными, экспорта фактически не существовало. В 60-х годах ситуация изменилась в лучшую сторону. Правительство выделило под посевы кофе 4 тыс. га и стало поощрять разведение нетрадиционной для страны культуры. Однако через полтора десятка лет кофейных плантаций осталось ничтожно мало, менее 10%.

Новая попытка приобщить Китай к разведению кофе была предпринята в восьмидесятые годы. Этому способствовала заинтересованность международных кофейных гигантов – компаний Maxwell House и особенно Nestle. Солидные долларовые инвестиции в освоение земельных угодий Юньнань и развитие производства привели к долгожданному результату. Часть бывших чайных плантаций переориентировали под выращивание кофейных деревьев. Менее чем за 20 лет посевная площадь увеличилась в десятки тысяч раз, а ежегодный экспорт кофе превысил тысячу тонн.

В 1992 году в округе Куньмин была основана первая в Китае кофейная компания Yunnan Coffee Processing Plant. Она по сей день успешно занимается производством кофе-зерна и молотого кофе. Процветание фирме обеспечивает серьезное отношение к делу: использование передовых технологий, строгий контроль качества, налаженный сбыт продукции на внешнем и внутреннем рынке.

Юньнань, благодаря климатическим особенностям и удачному географическому положению, остается основным регионом культивирования китайского кофе. Здешние погодные условия во многом схожи с колумбийскими. Эта особенность придает местной арабике характерный насыщенный вкус с легкой долей пикантной кислинки. Большинство кофейных плантаций расположено в местностях Пуэр, Баошань, Линьцан и Дэхун.

Здесь выращивают урожайные, выносливые подвиды арабики, прошедшие естественный отбор. Устойчивые к болезням и привычные к природным катаклизмам саженцы Катимор приносят крупные плоды. Карликовая Катурра лучше растет на высокогорных плантациях. Особенный микроклимат ускоряет созревание кофе и улучшает качественные показатели. Напиток из таких зерен отличается полнотой вкуса и высокой экстрактивностью.

Пока еще качество китайской арабики не дотягивает до уровня признанных мировых производителей. Фермерам не хватает знаний и опыта, поскольку кофе культивируется в стране сравнительно недавно. По той же причине отсутствует развитая инфраструктура производства.

Правительство страны прилагает немалые усилия, чтобы изменить ситуацию. Оно оказывает государственную поддержку мелким и крупным предпринимателям, занятым выращиванием кофе. Университет Юньнаня тоже не остался в стороне. В нем разработаны эффективные методы борьбы с болезнями и вредителями молодых саженцев.

Сегодня у китайских производителей кофе амбициозные цели: достичь конкурентоспособного качества продукции, получить необходимые сертификаты и добиться мирового признания. Компания Yunnan Coffee Processing Plant, крупнейший производитель кофе в КНР, намерена развивать собственный бренд. В настоящее время особый акцент сделан на правильную обработку кофейного зерна и отбор семенного материала.

Американская компания Starbucks – один из главных инвесторов в кофейный бизнес Китая – заинтересована в рентабельности и экологичности местного производства. Для фермеров из Юньнаня были подготовлены специальные стандарты «Coffee and Farmer Equity (CAFE)». За последнее десятилетие качество китайского кофе существенно улучшилось. Это немедленно отразилось на объеме экспорта: он вырос в 5 раз.

Самый крупные покупатели – кофейные гиганты из США, они ежемесячно приобретают более 200 тонн зерна. Недорогое сырье из КНР преимущественно предназначается для растворимого кофе. Увеличиваются размеры поставок в страны Юго-Восточной Азии, Японию и Корею, а также в Германию.

Это приводит к расширению посевных площадей. В провинции Юньнань посадки кофе уже занимают более 125 тыс. га. Через два года их размер планируют увеличить на 50 тыс. га и производить 200 тыс. тонн кофе-бобов. Новые плантации появились на Тайване и в Гуанси.

Кофейный бизнес Китая продолжает набирать обороты. Об этом свидетельствуют факты. Когда мы наслаждаемся кофе от именитых компаний Maxwell, Kraft, Nescafe и некоторых других, то даже не догадываемся, что он китайский.

Оставьте комментарий

Пролистать наверх